Департамент экономического развития Белгородской области

Адрес: 308000, Белгородская область, город Белгород, проспект Славы, 72

Телефон: +7 (4722) 33-62-88

E-mail: priemnaya@derbo.ru

Мобилизационная подготовка

Мобилизационная подготовка – одно из условий безопасности нашего государства 

 

Нельзя не согласиться с тем, что в бывшем СССР система органов мобилизационной подготовки, охватывающая Госплан СССР, Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, территориальные и другие органы в совокупности с мощнейшими ВПК и жестко централизованным государственным управлением обеспечивали на должном уровне мобилизационную   подготовку. Сейчас существующая ранее система разрушена, — созданы новые органы государственного управления. 

Впервые в 1819 году впервые появился термин «мобилизация», в 1879  году в военных округах были созданы мобилизационные подразделения. с 1870-1917годы развитие и становление плановой мобилизационной работы в России,  24 октября 1918 года  с составе Всеросглавштаба было впервые создано Мобилизационное управление и  этот день и отмечается как дата создания нынешнего 2-го управления (Мобилизационного) Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ) ВС РФ. Менее чем за год до начала Великой Отечественной войны в Генеральном штабе было сосредоточено руководство организационным строительством ВС, разработкой планов комплектования, мобилизационного развертывания, составлением сводного годового плана заказов по всем видам вооружения, технического и материального снабжения. Главным Военным Советом РККА было принято решение о разработке в Красной Армии нового мобилизационного плана с расчетом ввода его в действие с 1 мая 1941 г. Несмотря на сжатые сроки, не позволившие завершить детальную разработку мобилизационного плана до начала войны, основные его мероприятия (оповещение о мобилизации, порядок призыва военнообязанных и поставки мобилизационных ресурсов, вопросы мобилизационной готовности) все же были отработаны, доведены до войск и местных органов власти и были готовы к  их выполнению. 1917-1991год- советский период развития мобилизационной подготовки, с 1995 — 1999 год становление мобилизационной подготовки в РФ,1999 — и по настоящее время этап развития оборонной и мобилизационной готовности страны. 

 

Общие положения 

 

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. 

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. 

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. 

 

Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации 

 

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации. 

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются: 

централизованное руководство; 

заблаговременность, плановость и контроль; 

комплексность и взаимосогласованность. 

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят: 

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации; 

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации; 

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время; 

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; 

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации; 

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; 

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы); 

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время; 

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени; 

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации; 

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время; 

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации; 

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах; 

14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов; 

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием; 

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время; 

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени; 

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время; 

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; 

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время; 

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; 

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов; 

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов; 

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации. 

 

Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации 

 

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области. 

 

Мобилизационная подготовка в департаменте экономического развития 

 

В департаменте экономического развития области создан мобилизационный орган в лице консультанта департамента Гончарова Игоря Михайловича 

Мобилизационный орган в целях организации мероприятий мобилизационной подготовки и контроля за их проведением осуществляет следующие функции: 

1. Разрабатывает предложения  по  проведению мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и направленных на обеспечение выполнения установленных мобилизационных заданий по мобилизационной работе и на реализацию мер, осуществляемых при введении режима военного положения. 

2. Разрабатывает предложения по организации и обеспечению устойчивого управления в период мобилизации и в военное время в департаменте, его структурных подразделениях и в организациях имеющих мобилизационные задания. 

3. Организует разработку планов мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени в департаменте. 

4.   Организует   подготовку   должностных   лиц  департамента, его структурных подразделений, организаций, имеющих мобилизационное задание, к работе в период мобилизации и в военное время, в том числе на запасных (загородных) пунктах управления. 

5. Подготавливает предложения по обеспечению сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва, а также по целевому использованию имущества мобилизационного назначения в случае ликвидации организации, имеющей мобилизационное задание. 

6. Готовит предложения по подготовке специалистов для замены, убывающих по мобилизации в департаменте . 

7. Организует подготовку учений и тренировок по переводу на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов в департаменте . 

8. Проводит анализ выполнения мероприятий мобилизационной подготовки, состояние мобилизационной готовности к выполнению мобилизационных заданий и задач военного времени и представляет ежегодные доклады в установленном порядке. 

9. Готовит предложения по повышению квалификации работников организаций, имеющих мобилизационное задание. 

10. Участвует в подготовке материалов для проведения суженного заседания Совета безопасности области, осуществляет контроль за выполнением принятых решений. 

По итогам работы в 2018 году департамент экономического развития области занял первое место по мобилизационной подготовке в органах исполнительной власти области и награжден кубком за 1 место. 

Дата последнего изменения: 29 Янв 2020 12:43