Мобилизационная подготовка

Мобилизационная подготовка – одно из условий безопасности нашего государства.

Нельзя не согласиться с тем, что в бывшем СССР система органов мобилизационной подготовки, охватывающая Госплан СССР, Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, территориальные и другие органы в совокупности с мощнейшими ВПК и жестко централизованным государственным управлением обеспечивали на должном уровне мобилизационную подготовку. Сейчас существующая ранее система разрушена, созданы новые органы государственного управления.

Впервые в 1819 году появился термин «мобилизация», в 1879  году в военных округах были созданы мобилизационные подразделения. С 1870-1917годы развитие и становление плановой мобилизационной работы в России, 24 октября 1918 года с составе Всеросглавштаба было впервые создано Мобилизационное управление и этот день и отмечается как дата создания нынешнего 2-го управления (Мобилизационного) Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба (ГОМУ ГШ) ВС РФ. Менее чем за год до начала Великой Отечественной войны в Генеральном штабе было сосредоточено руководство организационным строительством ВС, разработкой планов комплектования, мобилизационного развертывания, составлением сводного годового плана заказов по всем видам вооружения, технического и материального снабжения. Главным Военным Советом РККА было принято решение о разработке в Красной Армии нового мобилизационного плана с расчетом ввода его в действие с 1 мая 1941 г. Несмотря на сжатые сроки, не позволившие завершить детальную разработку мобилизационного плана до начала войны, основные его мероприятия (оповещение о мобилизации, порядок призыва военнообязанных и поставки мобилизационных ресурсов, вопросы мобилизационной готовности) все же были отработаны, доведены до войск и местных органов власти и были готовы к  их выполнению. 1917-1991год- советский период развития мобилизационной подготовки, с 1995 — 1999 год становление мобилизационной подготовки в РФ,1999 — и по настоящее время этап развития оборонной и мобилизационной готовности страны.

Общие положения

  1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
  2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

  1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
  2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:
  • централизованное руководство;
  • заблаговременность, плановость и контроль;
  • комплексность и взаимосогласованность.
  1. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
    1. нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
    2. научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
    3. определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
    4. проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
    5. подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;
    6. проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
    7. разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);
    8. подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
    9. проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
    10. оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
    11. создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
    12. создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
    13. подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;
    14. создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
    15. создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
    16. подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
    17. создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;
    18. подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
    19. организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
    20. подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
    21. бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
    22. проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
    23. повышение квалификации работников мобилизационных органов;
    24. международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороне", Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Мобилизационная подготовка в департаменте экономического развития

В департаменте экономического развития области создан мобилизационный орган в лице консультанта департамента Гончарова Игоря Михайловича.

Мобилизационный орган в целях организации мероприятий мобилизационной подготовки и контроля за их проведением осуществляет следующие функции:

  1. Разрабатывает предложения  по  проведению мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и направленных на обеспечение выполнения установленных мобилизационных заданий по мобилизационной работе и на реализацию мер, осуществляемых при введении режима военного положения.
  2. Разрабатывает предложения по организации и обеспечению устойчивого управления в период мобилизации и в военное время в департаменте, его структурных подразделениях и в организациях имеющих мобилизационные задания.
  3. Организует разработку планов мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени в департаменте.
  4. Организует   подготовку   должностных   лиц  департамента, его структурных подразделений, организаций, имеющих мобилизационное задание, к работе в период мобилизации и в военное время, в том числе на запасных (загородных) пунктах управления.
  5. Подготавливает предложения по обеспечению сохранности материальных ценностей мобилизационного резерва, а также по целевому использованию имущества мобилизационного назначения в случае ликвидации организации, имеющей мобилизационное задание.
  6. Организует воинский учет и бронирование военнообязанных  на период мобилизации и в военное время в департаменте .
  7. Готовит предложения по подготовке специалистов для замены, убывающих по мобилизации в департаменте .
  8. Организует подготовку учений и тренировок по переводу на работу в условиях военного времени и выполнению мобилизационных планов в департаменте .
  9. Проводит анализ выполнения мероприятий мобилизационной подготовки, состояние мобилизационной готовности к выполнению мобилизационных заданий и задач военного времени и представляет ежегодные доклады в установленном порядке.
  10. Готовит предложения по повышению квалификации работников организаций, имеющих мобилизационное задание.
  11. Участвует в подготовке материалов для проведения суженного заседания Совета безопасности области, осуществляет контроль за выполнением принятых решений.

По итогам работы в 2015 году департамент экономического развития занял I место по мобилизационной подготовки среди органов исполнительной власти и награжден почетной грамотой и переходящим кубком.

Дата последнего изменения: 08 Дек 2017 17:07