Вопросы о лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции

Какая должна быть минимальная площадь помещения для реализации алкогольной продукции?

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»:

– Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

– Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)

– Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

Можно ли без лицензии осуществлять розничную продажу пива, сидра, пуаре, медовухи?

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа пива и пивных напитков не лицензируется.

Какое временное ограничение розничной продажи алкогольной продукции на территории Белгородской области?

Статьей 2 Закона Белгородской области №33 от 3 мая 2006 года «О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции» регламентировано, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции до 10.00 часов утра и после 22.00 часов вечера (за исключением предприятий общественного питания и магазинов беспошлинной торговли).

Юридическим лицом получена лицензия на розничную продажу алкогольной продукции на магазин. В случае открытия еще одного магазина необходима ли лицензия?

Если организация уже имеет лицензию на указанный вид деятельности и намеревается открыть дополнительный торговый объект, необходимо в лицензирующий орган предоставить заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения. Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

Какая предусмотрена ответственность за непредставление декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции?

Уклонение от подачи, несвоевременная подача деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо включение в такие декларации заведомо искаженных данных образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Какой должен быть размер уставного капитала для получения лицензии по розничной продаже алкогольной продукции?

В соответствии с законом Белгородской области от 03.05.2006г № 33 организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны обладать оплаченным уставным капиталом в размере не менее 120000 рублей. Данное требование не распространяется на организации общественного питания, а так же организации, которые в соответствии с федеральным законом функционируют без создания уставного капитала.

Какой срок представления декларации?

Согласно пункту 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота, и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 декларации представляются ежеквартально, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если организация, имеющая лицензию в отчетном периоде, деятельность не осуществляла надо ли представлять декларацию?

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Таким образом, представление деклараций будет являться прямой обязанностью юридического лица до момента окончания срока действия лицензии.

При розничной продаже алкогольной продукции должен ли находиться стационарный торговый объект по одному адресу со складским помещением?

В соответствии с пунктами 19, 20 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ организация, вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности только по местам нахождения обособленных подразделений, указанных в лицензии. Порядок выдачи лицензий определен статьей 19 Федерального закона № 171-ФЗ.

Из смысла статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ следует, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, должно соответствовать установленным лицензионным требованиям.

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые объекты и складские помещения.

Таким образом, каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.

Как долго организация - покупатель алкогольной продукции должна хранить товаросопроводительные документы (товарно-транспортные накладные, справки к товарно-транспортным накладным, сертификаты)?

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" определены сроки хранения организациями первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Указанные сроки устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела и не могут составлять менее 5 лет.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень).

Статьей 362 Перечня установлено, что первичные документы бухгалтерского учета и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, хранятся 5 лет.

Таким образом, организация-покупатель после отгрузки (приобретения) продукции обязана хранить товаросопроводительные документы не менее 5 лет.

Вправе ли отдел лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции департамента экономического развития Белгородской области проводить проверку организаций, осуществляющую розничную продажу алкогольной продукции, по анонимному письменному заявлению гражданина?

Частью 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что основанием внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан. Однако обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки в силу ч. 1 ст. 11 Закона N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Таким образом, анонимные заявления граждан, поданные в департамент экономического развития Белгородской области, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки лицензиатов.

Организация на основании соответствующей лицензии осуществляет розничную продажу алкогольной продукции три года. В ней ни разу не проводилась плановая проверка соблюдения лицензионных требований. Как узнать когда будут проверять организацию?

С планом проведения проверок отделом лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции департамента экономического развития Белгородской области возможно ознакомиться пройдя по следующей ссылке: http://alko.derbo.ru/index/checks/. Кроме того, проверяющие должны сообщить о начале проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала.

Вопросы о лицензировании права пользования участками недр и развитии минерально-сырьевых ресурсов

Нужно ли собственникам земельных участков, осуществляющим добычу полезных ископаемых для собственных нужд оформлять лицензию на право пользования недрами?

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Какой размер государственной пошлины предусмотрен за выдачу лицензии на право пользования недрами?

За оформление лицензии на право пользования недрами Недропользователем вносится государственная пошлина за предоставление лицензии согласно п.п. 92 п. 1 ст.333.33 Налогового Кодекса РФ.

В настоящее время размер пошлин за действия связанные с лицензированием составляют:

- предоставление лицензии - 6 000 рублей;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, - 2 600 рублей;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 600 рублей;

- предоставление (выдача) дубликата лицензии - 600 рублей;

- продление срока действия лицензии - 600 рублей.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта?

В соответствии с требованиями части второй статьи 20 Закона РФ «О Недрах», право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

- нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

- систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.

Порядок досрочного прекращения права пользования недрами изложен в статье 21.

Согласно пункта 2 статьи 7.3 КоАП РФ Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей».

Как продлить срок действия лицензии на право пользования недрами?

Для внесения изменений в лицензию на право пользования недрами владельцем лицензии подается заявление, с приложением следующих материалов:

1. Краткого отчета о выполнении условий пользования недрами на момент подачи заявления.

2. Обоснования необходимости внесения изменений в условия действующей лицензии.

3. Копий актов проверок, проведенных контрольными органами за последние три года.

4. Данных о финансовых возможностях Заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намеченным пользованием недр.

5. Данных о технических и технологических возможностях Заявителя по выполнению основных видов деятельности.

6. Данных о квалифицированных специалистах, которыми обладает Заявитель, для эффективного и безопасного проведения работ.

7. Справки налогового органа об отсутствии у Заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

8. Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

9. Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

По своему желанию пользователь недр дополнительно может представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для обоснования внесения изменений в лицензию на право пользования недрами.

Как и с кем согласовать технический проект разработки месторождения?

В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 4 марта 2014 года № 97-пп «O создании комиссии по рассмотрению и согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространённых полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ связанных с пользованием участками недр местного значения на территории Белгородской области» для согласования проектной документации пользователем недр подается заявление в департамент экономического развития области (пр-т Славы, 72, каб.104, контактный телефон: 32-37-35).

Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией по рассмотрению и согласованию технических проектов в течение 30 календарных дней со дня регистрации материалов.

По результатам рассмотрения проектной документации Комиссия принимает решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации.

Вопросы о развитии предпринимательства

Относится ли вновь созданное юридическое лицо к субъектам малого и среднего предпринимательства?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения:

- средней численности работников:

а) для микропредприятий – до пятнадцати человек;

б) для малых предприятий – до ста человек включительно;

в) для средних предприятий – от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно;

- выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов):

а) для микропредприятий – 60 млн рублей;

б) для малых предприятий – 400 млн рублей;

в) для средних предприятий – 1 000 млн рублей.

Какую поддержку может получить начинающий предприниматель?

В Белгородской области реализуется подпрограмма «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы», предусматривающая финансовую поддержку в форме предоставления целевых грантов размером до 300 тыс. рублей на создание собственного бизнеса.

Гранты предоставляются на конкурсной основе вновь зарегистрированным и действующим не более 1 года малым предприятиям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы, на безвозмездной основе (в размере, соответствующем потребностям бизнес-проекта, но не более 300 тыс. рублей) при условии софинансирования инвестиционного проекта в размере 15 % за счет собственных средств – 45 тыс. рублей).

При предоставлении грантов учитываются такие приоритетные целевые группы получателей грантов, как: зарегистрированные безработные; молодежь до 35 лет; многодетные семьи, а также приоритетные виды деятельности по следующим направлениям: производственная и инновационная деятельность; природоохранная деятельность; переработка вторсырья; строительство; рыбоводство; сельское хозяйство; ЖКХ; развитие предпринимательской деятельности в сельских поселениях; создание дворовых комплексов по оказанию социальных, бытовых, торговых услуг, дворовых, детских и спортивных площадок, групп дневного времяпрепровождения детей.

Для рассмотрения вопроса о возможности предоставления финансовой поддержки в форме гранта бизнес-проектов Вам необходимы:

- бизнес-план инвестиционного проекта;

- ходатайство администрации муниципального района (городского округа) о целесообразности реализации бизнес-проекта.

Информация о проведении конкурса бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства с целью предоставления грантов на организацию бизнеса публикуется в печатных средствах массовой информации и размещается на информационном портале поддержки малого и среднего бизнеса Белгородской области www.mb31.ru, www.derbo.ru за 15 календарных дней до начала приема конкурсной документации. Прием конкурсной документации осуществляется в течение 15 календарных дней со дня объявления конкурса.

Практическую работу по реализации данного мероприятия осуществляет Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (г. Белгород, ул. Королева, 2-а, офис 507, телефон: +7 (4722) 52-71-43, 52-71-44, доб. 129)

Какие формы государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности действуют на территории области?

В Белгородской области реализуется подпрограмма «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Белгородской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 годы», предусматривающая финансовую поддержку предпринимательской деятельности в следующих формах:

1. Предоставление целевых займов размером до 1 млн рублей на реализацию инвестиционного проекта под 10 % годовых сроком пользования до трех лет под поручительство физических (юридических) лиц или залог имущества.

2.Предоставление целевых безвозвратных грантов размером до 300 тыс. рублей на развитие бизнеса(гранты предоставляются на конкурсной основе индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность до 1 года на условиях софинансирования расходов на реализацию проекта в размере 15 % от размера получаемого гранта).

3. Предоставление субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных видов деятельности по уходу и присмотру за детьми в размере до 1 млн рублей (субсидии предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на конкурсной основе на условиях софинансирования расходов на реализацию проекта в размере не менее 15 % от размера получаемой субсидии).

4. Предоставление субсидии на реализацию инвестиционных проектов на основе договоров финансовой аренды (лизинга) по мероприятиям: субсидирование части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей и субсидирование части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга).

5. Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях для строительства производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретения оборудования, производственных зданий в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг).

6. Предоставление поручительства (гарантии) Белгородского гарантийного фонда содействия кредитованию по частично обеспеченному банковскому кредиту (до 70% требуемого банковского обеспечения кредита).

Практическую работу по реализации данных форм поддержки осуществляют Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (г. Белгород, ул. Королева, 2-а, офис 509, телефон: (4722) 52-71-43, 52-71-44, официальный сайт: mb31.ru) и Белгородский гарантийный фонд содействия кредитованию (г. Белгород, ул. Королева, 2-а, оф. 536, телефон: (4722) 52-32-31, официальный сайт: garantfond.ru).

Кроме того, с целью реализации инвестиционных проектов с использованием нанотехнологий, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются имущественная и финансовая поддержки, оказываются инжиниринговые, консалтинговые и образовательные услуги.

Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства инновационной сферы оказывается ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр» (г. Белгород, ул. Королева 2а, 2 корпус, 4 этаж, телефон: (4722) 52-95-93, официальный сайт: brric31.ru).

Приоритетными направлениями государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в области являются: производственная и инновационная деятельность; природоохранная деятельность; переработка вторсырья; строительство; рыбоводство; сельское хозяйство; ЖКХ; развитие предпринимательской деятельности в сельских поселениях; создание дворовых комплексов по оказанию социальных, бытовых, торговых услуг, дворовых, детских и спортивных площадок, групп дневного времяпрепровождения детей, поддержка многодетных семей.

Более подробно с формами государственной поддержки, а также с условиями ее предоставления, можно ознакомиться на информационном сайте департамента экономического развития Белгородской области в сети «Интернет» по адресу: http://www.derbo.ru/structure/upravlenie-promyishlennosti-i-predprinimatelstva/otdel-razvitiya-predprinimatelstva-i-turizma.

В каких случаях предприниматель может воспользоваться услугами Гарантийного фонда?

Часто встречается ситуация, когда субъект малого и среднего предпринимательства, желающий получить кредит, в целом соответствует требованиям, предъявляемым банками, но не имеет достаточного объема залогового имущества для полного обеспечения требуемого кредита. В этих случаях оказывает поддержку Гарантийный фонд, который предоставляет поручительство по кредитам для малого бизнеса перед банками-партнерами.

В каком размере предоставляются гарантии?

Гарантийный фонд предоставляет поручительство до 70% от требуемого банком обеспечения. Максимальный размер поручительства с 1 декабря 2014 года составляет 29,6 млн  рублей.

Как подается заявка в Фонд?

Предпринимателю необходимо самостоятельно обратиться в банк (лизинговую компанию) с заявкой на предоставление кредита (банковской гарантии, лизинга). Банк в соответствии с процедурой, установленной его внутренними нормативами, рассматривает заявку потенциального заемщика, анализирует представленные документы, финансовое состояние заемщика и принимает решение о возможности кредитования. В случае, если решение банком принято положительное, но недостаточно залогового обеспечения, банк предлагает заёмщику воспользоваться поручительством Гарантийного фонда. При согласии заемщика получить поручительство Фонда, Банк в срок не позднее 2 рабочих дней с момента изъявления такого согласия направляет в Фонд заявку на получение поручительства Фонда.

Также предприниматель может отставить заявку на сайте http://garantfond.ru.

Любая ли организация может рассчитывать на поддержку Гарантийного фонда?

На поддержку Гарантийного фонда могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные на территории Белгородской области.  Обязательные условия: отсутствие задолженности по выплате заработной платы, по налогам и сборам, положительная кредитная история и, естественно, предприятие не должно находиться в стадии ликвидации или банкротства.

Если ли какие-либо ограничения на максимальный срок кредитования при получении поручительства Гарантийного фонда?

Максимальный срок кредитования под поручительство Белгородского гарантийного фонда не установлен. Кроме того, срок, на который выдается поручительство Гарантийного фонда, может быть равен сроку кредитования или меньше его. Решение о том, на какой срок необходимо привлечь поручительство фонда принимается банком-кредитором.

Гарантийный фонд работает только в Белгороде? Или из области тоже можно обращаться за поддержкой?

Гарантийный фонд создан Правительством области в рамках системы мероприятий по поддержке малого предпринимательства, поэтому поддержка оказывается субъекта МСП всей Белгородской области. Кроме того, Гарантийный фонд сотрудничает с отделениями банков, расположенных на всей территории региона.

В какой срок Гарантийный фонд принимает решение о предоставлении гарантии?

Решение о предоставлении поручительства или отказ в его предоставлении Гарантийный фонд выдаёт в срок до 3-х рабочих дней с момента поступления заявки от банка.

Несет ли предприниматель какие-либо финансовые издержки при получении гарантии?

Услуги Гарантийного фонда – платные. После заключения кредитного договора с банком заемщик выплачивает Гарантийному фонду вознаграждение, которое, составляет определенный процент от суммы поручительства и зависит от цели кредитования. В случае если кредит получен на приобретение, ремонт, модернизацию, внедрение новых технологий, участие в исполнении государственного заказа, размер вознаграждения Гарантийного фонда составит 1% годовых от суммы поручительства, если же цель кредитования – пополнение оборотных средств – размер вознаграждения 2% годовых от суммы поручительства Гарантийного фонда.

Какие документы для получения поручительства Гарантийного фонда необходимо собрать предпринимателю?

Предпринимателю для получения поручительства предпринимателю не надо готовить специальный пакет документов. Кредитное досье формируется банком и  передается в копиях в Гарантийный фонд. Единственных документ, который предприниматель направляет для Гарантийного фонда – это ходатайство (рекомендацию) об одобрении реализации проекта под поручительство Фонда, получаемый в органах местного самоуправления по месту ведения бизнеса.

Чтобы получить кредит под поручительство Гарантийного фонда можно обратиться в любой банк?

Гарантийный фонд работает только с аккредитованными финансовыми организациями, на сегодняшний день у Гарантийного фонда 20 партнеров, в т.ч. 17 банков и 3 лизинговые компании. Список партнеров Гарантийного фонда можно посмотреть на сайте http://garantfond.ru/banki-partneryi.

Может ли индивидуальный предприниматель с налогом на вмененный доход рассчитывать на поддержку Гарантийного фонда?

На поддержку Гарантийного фонда могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, зарегистрированные на территории Белгородской области. Обязательные условия: отсутствие задолженности по выплате заработной платы, по налогам и сборам, положительная кредитная история и, естественно, предприятие не должно находиться в стадии ликвидации или банкротства. Условия оказания поддержки не зависят от системы налогообложения.

Возможно ли получить поручительство фонда для рефинансирования банковских кредитов?

Да. В случае принятия кредитной организацией решения о выдаче кредита на рефинансирование действующих обязательств, Вы можете рассчитывать на поручительство Гарантийного фонда.

Вопросы о несостоятельности (банкротстве)

Что такое несостоятельность (банкротство) банкротства предприятия? Какие его признаки?

Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства – это неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Кто может обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом?

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Как выплачивается задолженность по заработной плате в процедуре банкротства?

В соответствии с нормами законодательства, выплата задолженности по заработной плате осуществляется за счет реализации имущества в процедуре конкурсного производства в приоритетном порядке перед иными кредиторами.

Кем утверждается порядок реализации имущества в процедуре банкротства?

Порядок реализации имущества определяется собранием кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Порядок продажи имущества, находящегося в залоге, утверждается кредитором, требования которого обеспечены залогом.

Если руководитель перед процедурой банкротства продает имущество и не выплачивает задолженность перед кредиторами возможно ли привлечение его к ответственности?

При выявлении таких фактов в процедуре банкротства арбитражный управляющий обращается в правоохранительные органы о проведении проверки правомерности действий руководителя по выводу имущества при наличии признаков банкротства. Кроме того, при наличии оснований возможно обращение в суд с заявлением об оспаривании сделок, заключенным должником в преддверии банкротства.

Вопросы об инновационной деятельности

Что относится к инновациям?

В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Какой проект является инновационным?

В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

Какую статистическую отчетность должны представлять субъекты инновационной деятельности?

Субъекты крупного и среднего предпринимательства согласно российскому законодательству должны представлять следующие формы федерального государственного статистического наблюдения: 1-НАНО, 2-наука, 4-инновация; субъекты малого предпринимательства, кроме микропредприятий - 1-НАНО, 2-МП инновация.

Какие налоговые льготы предоставляет региональное законодательство для компаний, осуществляющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки?

В соответствии со ст. 1.2 закона Белгородской области от 18 сентября 2007 года №142 «О льготах по налогу на прибыль организаций» для организаций, зарегистрированных на территории Белгородской области и не являющимся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, снижена ставка налога на прибыль организаций на 3 процентных пункта в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, при одновременном исполнении следующих условий в соответствии с налоговой отчетностью:

- в налоговом периоде удельный вес расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в расходах, уменьшающих сумму доходов от реализации, составляет не менее 1 процента;

- увеличение налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций по сравнению с предшествующим налоговым периодом.

Вопросы о социально ориентированных некоммерческих организациях

Что такое «социально ориентированные некоммерческие организации» (СО НКО)?

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

Какие формы могут иметь социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО)?

Согласно Статье 2.3 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Какие виды деятельности могут осуществлять социально ориентированные некоммерческие организации?

Согласно Статье 31.1. Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» социально ориентированные организации могут осуществлять следующие виды деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;

13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;

14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Вопросы о промышленности и внешнеэкономической деятельности

Какие виды деятельности занимают наибольший удельный вес в структуре промышленного производства области?

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности за январь-ноябрь 2014 года составил 510,4 млрд рублей, что выше соответствующего периода 2013 года в действующих ценах на 8,8 процента. Наибольший удельный вес в структуре отгруженной промышленной продукции занимали виды экономической деятельности: «обрабатывающие производства» – 80,2%, «добыча полезных ископаемых» - 15,3 процента. В общем объеме отгруженных товаров 47,8% приходится на предприятия, занятые производством пищевых продуктов, 20,4% - металлургическим производством и производством готовых металлических изделий.

Какова товарная структура экспорта и импорта области?

Экспорт области имеет сырьевую направленность. За областью сохраняется роль традиционного поставщика железной руды и черных металлов. На долю этих видов товаров приходится более 90% экспорта.

Удельный вес импорта во внешнеторговом обороте области составляет 52%. Импорт товаров и его структура обусловлены деятельностью предприятий машиностроения и предприятий по производству металла и изделий из него. Немалая доля в импорте приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, доля которого в настоящее время снижается.

Какие меры по поддержке и поощрению работников промышленных организаций области, талантливой молодежи имеются в области?

С целью поощрения работников промышленных организаций области, талантливой молодежи, научных работников, специалистов научных организаций, работников образовательных учреждений профессионального образования в сфере промышленности, достигших высоких результатов в работе, научной, творческой деятельности распоряжением Правительства области от 3 сентября 2012 года № 461-рп учреждена премия имени Алексея Алексеевича Угарова, бывшего генерального директора, бывшего председателя совета директоров ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», заслуженного металлурга РСФСР, почетного гражданина г. Старый Оскол и Белгородской области, которая является ежегодной наградой для работников предприятий промышленности области.

Премия ежегодно присуждается в размере 300 тысяч рублей в трех номинациях:

- «Личный вклад» - за достижение и вклад в развитие организации;

- «Рабочий года» - за успехи, достигнутые в рабочей профессии;

- «Молодой специалист» - за успехи, достигнутые молодыми работниками.

Что такое индустриальный (промышленный) парк?

Индустриальный (промышленный) парк - совокупность объектов, представляющая собой единый комплекс объектов инфраструктуры и промышленности, необходимых для осуществления промышленной деятельности, предназначенных для осуществления нового промышленного производства или модернизации промышленного производства и находящихся в управлении единого оператора (специализированной управляющей компании). Данное понятие установлено пунктом 2 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2014 года № 916. Термины «индустриальный парк» и «промышленный парк» тождественны.

Какие существуют формы поддержки индустриальных парков?

Формой поддержки индустриальных парков являются субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013 - 2016 годах на капитальное строительство объектов инфраструктуры и промышленности индустриальных парков в рамках подпрограммы «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2014 года № 916 и от 30 октября 2014 года № 1119, статей 2, 5, 10 закона Белгородской области от 1 июля 2014 года № 284 «Об инвестиционной деятельности в Белгородской области», в соответствии со Стратегией социально-экономического развития области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 января 2010 года № 27-пп.

Какие организации функционируют в области в сфере социального партнерства?

В целях развития социального партнерства на территории области функционируют объединения:

- региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Белгородской области», насчитывающее 15 членов-организаций и объединяющее более 35 тысяч работников.

- Ассоциация машиностроителей Белгородской области, объединившая 29 предприятий с численностью работающих около 14 тысяч человек.

Вопросы о государственно-частном партнерстве

Что такое государственно-частное партнерство (ГЧП)?

ГЧП –юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно-значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля.

В каких сферах экономики наиболее часто используются механизмы государственно-частного партнерства?

Механизмы государственно-частного партнерства наиболее часто используются в жилищно-коммунальном хозяйстве, дорожной сфере, здравоохранении, образовании.

Вопросы об оценке регулирующего воздействия

Что такое оценка регулирующего воздействия?

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) – термин, получивший широкое распространение в мире в 1990-х годах и обозначающий систематический процесс выявления и оценки возможных последствий введения тех или иных норм регулирования.

С какой целью проводится оценка регулирующего воздействия?

Оценка регулирующего воздействия проводится для того, чтобы найти оптимальный вариант решения задачи, лежащей в основе разработки акта, исключить избыточные административные нагрузки на бизнес и предотвратить возникновение необоснованных расходов, как для бизнеса, так и для государства.

Вопросы о бытовых услугах и общественном питании

Какие услуги можно отнести к бытовым услугам? Где можно посмотреть классификацию бытовых услуг?

Данная классификация приведена в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 года № 163. Согласно ОКУН к бытовым услугам относятся, в частности, такие услуги как парикмахерские и косметические услуги; ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов ремонт и изготовление металлоизделий; химическая чистка и крашение, услуги прачечных; услуги бань, душевых и саун; услуги фотоателье и фото- и кинолабараторий, транспортно-экспедиторские услуги и другие виды услуг.

Есть ли какие-то дополнительные виды услуг, которые необходимо оплачивать в предприятиях общественного питания?

Некоторые заведения дополнительно к цене блюд взимают с посетителей дополнительную плату, например, за показ шоу-программы или обслуживание официантом. Информацию об этом необходимо доводить до потребителей в меню или прейскуранте.

Вопросы о торговле

Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность розничных рынков на территории области?

Деятельность розничных рынков на территории области осуществляется в соответствии в Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ
«О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и постановлением Правительства области от 27 апреля 2007 года
№ 91-пп «О мерах по реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 года
№ 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность ярмарок на территории области?

Деятельность ярмарок на территории области осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 06 ноября 2012 года № 442-пп «Об определении порядка организации торговых ярмарок на территории Белгородской области».

Вопросы о техническом осмотре транспортных средств и обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Зачем нужно обязательное автострахование?

Обязательное страхование необходимо для того, чтобы гарантировать потерпевшим возмещение хотя бы минимального вреда, причиняемого им в результате ДТП. Даже самый опытный водитель, не будучи виновником аварии, может стать потерпевшим. Теперь потерпевший не будет оставлен один на один со своей бедой. По закону, он будет получать компенсацию. Если из-за аварии пострадает его автомобиль - будет произведен или оплачен ремонт. Если пострадает водитель, пешеход, пассажир - им будет выплачена сумма средств на лечение, реабилитацию, компенсирована потеря заработка. Родственникам, находившихся на иждивении погибших, также будет выплачена компенсация. Размер выплаты, как правило, превышает размер страховой премии в несколько раз.

Я купил новый автомобиль, должен ли я проходить технический осмотр?

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 1 июля 2011 года №170-фз «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска в обращение, в отношении легковых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона о техническом осмотре).

Я купил б/у автомобиль у которого нет ни талона технического осмотра, ни полиса ОСАГО. Могу ли я доехать до оператора технического осмотра без полиса ОСАГО?

В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных при возникновении права владения транспортным средством (в том числе в случае покупки) обязаны застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Таким образом, в течение указанного срока можно доехать до пункта технического осмотра без полиса ОСАГО, пройти технический осмотр приобретенного транспортного средства, после чего заключить договор ОСАГО.

Столкнулся с проблемами при оформлении полиса ОСАГО. Куда обратиться с жалобой на неправомерные действия страховых компаний?

Контроль и надзор за деятельностью филиалов, действующих на территории Белгородской области, осуществляет Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, куда, в случае наличия претензий по работе страховых компаний на территории Белгородской области, можно обратиться с жалобой по адресу: 302001, г. Орел, ул. Гостиная, 6, контактный телефон: (48622) 43-49-01, интернет-приемная Банка России на сайте www.cbr.ru

Прошу ответить, является ли обязательным заключение договора страхования жизни и имущества при оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств?

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с указанным Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

Какие меры грозят страховым компаниям за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования?

Согласно статьи 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями федерального закона о конкретном виде обязательного страхования, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

Вопросы о кредитной кооперации

Какие кредитные кооперативы граждан на селе осуществляют свою деятельность? Обязаны ли они вступать в СРО, и какова ее роль в развитии кооперативов?

В соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 года №190-ФЗ все кредитные кооперативы обязаны вступить в саморегулируемую организацию (СРО). 18 кредитных потребительских кооперативов граждан, получивших в соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 25 декабря 2001 года № 801 господдержку из областного бюджета, в настоящее время работают на территории Белгородской области. Данные кооперативы выполнили требование федерального закона, став членами саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов «Народные кассы - Союзсберзайм», и осуществляют свою деятельность в Борисовском районе (КПКГ «Стригуновский»), Валуйском районе и г. Валуйки (КПКГ «Возрождение»), Грайворонском районе (КПКГ «Образование»), Ивнянском районе (КПКГ «Триумф», «Шанс»), Краснояружском районе (КПКГ «Вязовской», «Графовский», «Демидовский», «Колотиловский», «Краснояружский», «Репяховский», «Сельчанин», «Сергиевский», «Теребренский», «Шанс»), Шебекинском районе и г. Шебекино (КПКГ «Исток»), Яковлевском районе (КПКГ «Созвездие») и Старооскольском городком округе (КПКГ «Осколкредит»). СРО контролирует деятельность кредитных кооперативов в части соблюдения ими требований законодательства, положений уставов, правил и стандартов саморегулируемой организации. СРО оказывает своим членам юридическую поддержку, консультационную помощь, организует обучающие семинары. Кроме того, СРО обеспечивает имущественную ответственность своих членов перед пайщиками путем формирования компенсационного фонда.

Какие меры будут приняты в отношении кредитных потребительских кооперативов, не вступивших в саморегулируемую организацию (СРО)?

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О кредитной кооперации» от 18 июля 2009 года №190-ФЗ кредитные кооперативы обязаны вступить в СРО в течение трех месяцев со дня их создания. Кредитные кооперативы, прекратившие членство в СРО, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в СРО вступить в другую СРО. До вступления в СРО кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков). В случае нарушения данных требований кредитные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России.

Вопросы о противодействии коррупции

Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц. 

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления. 

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц. 

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Что такое «противодействие коррупции»?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Что является предметом взяточничества и коммерческого подкупа?

Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.


(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях")

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).


(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 (ред. от 03.12.2013) "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях")

Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции должностного лица?

Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 128.1 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.

Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности?

Да, может.

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

Разное

В течение какого срока должно быть рассмотрено письменное обращение гражданина?

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ